HEAVY999 Кандидат в члены Рок-Клуба
Зарегистрирован: 12.06.2007 Сообщения: 89 Откуда: Израиль, Афула
|
Добавлено: Вс Авг 22, 2010 6:48 am Заголовок сообщения: Двадцать лет без Виктора Цоя |
|
|
От автора. Я убежден, что для написания полновесной статьи о творчестве Виктора Цоя нужно обладать талантом, равным таланту Виктора. Поэтому я написал субъективные заметки, в форме беседы поэта и меломана (поскольку я – и то, и другое). Писал без плана, ад либитум, высказывая накопившиеся за многие годы мысли; правка была минимальной. Надеюсь, что получилось нечто живое и интересное.
Поэт. – Неделю назад мы отметили печальную дату – двадцать лет со дня смерти Виктора Цоя. Но я сейчас вспомнил не девяностый год, а 2000-й. Статью в "Аргументах и фактах", где упорно доказывали, что в музыке и стихах Цоя нет ничего оригинального, музыканты почти все были так себе и т.д. и т.п.
Меломан. – Тезисом об отсутствии оригинальности в музыке группы "Кино" хорошо морочить голову одесской селёдке. У Цоя было совершенно уникальное слияние русской и корейской мелодики во многих песнях, слияние славянского и восточного. Просто некоторым господам удобнее считать, что русский рок не способен быть самобытным и обречен на вечное подражание Западу. А у нас, на самом деле, еще в семидесятых были оригинальные группы и солисты.
Поэт. – Да и стихи Цоя далеко не так просты, как могут показаться на первый взгляд. В его простых строках – глубокий и неоднозначный смысл… Хотя поэтом Цой себя не считал – не хотел "лишних лавров". Вокалист он был очень оригинальный, узнаваемый с первых нот. Пластика природная, было в нём что-то от киплинговского Маугли. Может, поэтому – "группа крови на рукаве"?..
Меломан. – Говоря о музыкантах, лично я в первую очередь называю Юрия Каспаряна. Титов и Тихомиров – виртуозные басисты, но "Кино", с его простыми песнями, вполне могло обойтись средненькой ритм-секцией (как обходилось довольно средним ударником Гурьяновым). А гитара Каспаряна делала половину всей музыки, и это был абсолютно свой, ни на кого не похожий гитарный стиль.
Поэт. – И хотя Каспарян не был виртуозом, но он был именно тот гитарист, который был нужен Цою.
Меломан. – Да, именно так. Цою нужен был стильный, мелодически оригинальный гитарист, а не виртуозный "гитарный герой", потому что всегда был важен текстовой посыл, слова песен, а все эти соло и прочие трюки забирают слишком много внимания публики. Представь себе, например, Ричи Блэкмора или Джимми Хендрикса в аккомпанирующем составе Боба Дилана – нонсенс, абсурд полный…
Поэт. – Кстати, о стилях. Недаром в первые годы существования группы Цой называл себя битником. Биг-бит шестидесятых здорово повлиял на него, и зачастую происходило интересное смешение биг-бита с нью-вейвом, гитарным пост-панком... И многие песни Цоя отлично звучат в биг-бите – я это именно так слышу.
Меломан. - Но панк Цою не удавался.
Поэт. – Конечно, нет. "Маму анархию" надо спеть и сыграть раз в пять энергичнее и злее, чтобы это стало панком. То, что Цой какое-то время играл на басе в "Автоматических удовлетворителях" – думаю, это случайный эпизод. Цой не был панком по своей сути, он был романтиком.
Меломан. – И был настоящим лидером. Постажировался года три на вторых ролях, начав рок-карьеру пятнадцатилетним подростком ("Палата номер шесть", "АУ"), а потом пошла настоящая рубиловка – "Гарин и гиперболоиды", первый состав "Кино"… И хотя тот же Алексей Рыбин – тоже музыкант с данными лидера, но за то время, что он играл с Цоем, Рыба почти ничего не написал. В "Кино" не могло быть двух лидеров – для данной группы это более верно, чем для любой другой.
Поэт. – Думаю, тут дело и в особой энергетике Цоя. Я этот энергетический заряд, эту ауру рок-героя просто кожей чувствую, даже через телеэкран (на концертах группы быть, увы, не довелось).
Меломан. – Тексты песен Цоя, его мессидж… Как ты сейчас оцениваешь то, что тебе нравилось, восхищало тебя двадцать с лишним лет назад?
Поэт. – Я всё это время продолжаю слушать Витины песни. Интересно то, что восприятие мало изменилось. Те же вещи, в общем-то нравятся, что и тогда, при жизни Цоя, и после его ухода, в девяностых… Нравятся и первые альбомы, и "Группа крови", и самые последние работы. Нравятся его честность и искренность, цельность характера. Не было у Цоя раздвоения между стихами и повседневной жизнью, в отличие от многих и многих поэтов и рокеров…
Меломан. – Не было вокруг него дурной славы, он был в стороне от скандалов, загулов и запоев. Хотя не был ни аскетом, ни трезвенником, любил жизнь… Кумиром очень многих девушек был в последние годы, но славы Дон Жуана не снискал. Грязь к нему не липла – таково мое ощущение.
Поэт. – Если говорить о текстах Цоя, то это очень серьезный материал для литературоведов, на самом деле. И хотя принято считать это рок-поэзией, я всё-таки думаю, что это – Поэзия, без всяких приставок. Цой не играл со словами, доискиваясь до потаенных корней и глубинных смысловых перекличек, как это делал Башлачёв (а задолго до него – Велимир Хлебников). Но он очень точно и лаконично выражал свои мысли и чувства, и делал это очень поэтично. Что касается помянутого изощренного копания в словах – мне это чем-то напоминает фразу пушкинского Сальери о том, что он "Музыку разъял, как труп". В общем, мне этот метод несимпатичен, и я считаю его тупиковым. По моему скромному разумению, так можно дописаться до полного распада языка, и писать станет не о чем. И не на чем.
Меломан. – Конечно, стихи Цоя – это поэзия. И эта поэзия продолжает исконные традиции русской литературы, для которой всегда была важна нравственность, чёткая морально-этическая позиция. Ведь в жизни как происходит, зачастую? Люди годами слушают рок, "балдеют" от музыки и драйва и не замечают того мессиджа, который в этих песнях. Десятилетиями слушают песни, призывающие к добру – и спокойненько творят маленькое и большое зло.
Поэт. – Да, но точно так же существуют поклонники бардовской песни, которые в повседневной жизни живут совсем не по заветам Окуджавы и Высоцкого. Впрочем, мы несколько отклонились от темы. "Кино" в студии и "Кино" на концертах – что ты можешь сказать по этому поводу?
Меломан. – Прежде всего, надо отделить студийные работы от бутлегов. "46", к примеру, Алексей Вишня выпустил без ведома Цоя. "Черный альбом" пришлось доделывать уже без Цоя, после его гибели. А так – конечно, концертное звучание "Кино" сильно отличалось от студийного, но это в порядке вещей. Куда важнее, что все концерты были очень драйвовыми – я слышал их много, но не помню вялых выступлений.
Поэт. – Очень хорошо, что еще в девяностых издали ремастированную дискографию "Кино", многие концертные записи изданы, многие редкие песни стали общим достоянием, видео издается…
Меломан. – Причем, каждый слушает, как ему больше нравится. Кто-то – компакт-диски, кто-то – эм-пи-три, кто-то – винил…
Поэт. – Жаль только, что за громкими хитами не всегда заметны менее эффектные, но тоже отличные песни. Я, например, очень люблю песню "Пора" с альбома "46":
"Я не знаю как бы я жил
Если бы я жил один
Осень это просто красивая клетка
Но я в ней уже кажется был
И я прожил там свои сорок дней
И сегодня уже не вчера
И я ухожу оставляя листок
С единственным словом "Пора!"
Пора открывать дверь
Пора зажигать свет
Пора уходить прочь
Пора!"
Вообще, надо сказать, что наше поколение застало много ранних смертей – Высоцкий, Дассен, Леннон, Башлачёв, Цой… Мы были еще совсем юнцами, когда нам все эти люди, каждый на свой лад, сказали: "Пора!" Потому что любой человек, который занимается творчеством, должен иногда себя спрашивать – а если я уйду из жизни лет в 30-40? Что я оставлю после себя? И дело здесь не в том, кто насколько одарён, и кто знаменит, а кто – безвестен…
Меломан. – Конечно, дело не в этом. Дело в максимально полной творческой самореализации.
Поэт. – И вот мы беседуем двадцать лет спустя после того, как Витя дал свой последний концерт – а его песни звучат, и, наверно, будут звучать еще долго…
В том роковом августе я написал стихотворение памяти Цоя, и когда работал над этим стихом, пришла в голову простая мысль: пока голос певца звучит, певец жив. И, по нынешним циничным временам, мне скажут, что это – слишком пафосно и очень наивно. Но я уверен, что это – истинная правда.
22 августа 2010 г.
© Copyright: Сергей Туркин, 2010 |
|